Петливанная Ольга Васильевна, учитель-дефектолог, каб. 207
индивидуальные консультации по предварительной записи по эл. почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Учитель-дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями развития и имеющих особые образовательные потребности.
Цель деятельности учителя-дефектолога заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении.
Задачи:
- Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
- Составление индивидуальных комплексных программ;
- Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы:
- Диагностическое
- Коррекционное
- Аналитическое
- Консультативно-просветительское
- Организационно-методическое
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.
Направление |
Содержание |
Диагностическое направление |
Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, анализ письменных работ, наблюдение за учащимися в учебной деятельности. |
Коррекционное направление |
Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы. |
Аналитическое направление |
Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий. |
Консультативно - просветительское и профилактическое направление |
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. |
Организационно-методическое направление. |
Это направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации. |
Диагностическое направление работы:
- первичное дефектологическое обследование;
- систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;
- проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Коррекционно-развивающая работа:
- создание условий для развития сохранных функций;
- определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально– личностной сферы;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Аналитическая деятельность и профилактика:
- системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
- создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
- обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
- профилактика перегрузок обучающихся.
Организационно-методическое направление:
- подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;
- участие в мероприятиях;
- оформление необходимой соответствующей документации.
Консультации для родителей по вопросам организации безопасной развивающей семейной среды и семейной поддержки учебной деятельности ребенка:
- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
- помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;
Как школьникам восполнить пробелы в знаниях. Материалы видеоуроков. Тренажёры